Г л а в а 9

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ

9.1. Основные требования

9.1.1. Международным полетом признается всякий полет, связанный с пересечением воздушным судном государственной границы СССР и другого государства или выполняемый в воздушном пространстве другого государства (государств).
Международные полеты подразделяются на:
- регулярные, выполняемые по расписанию, и дополнительные к расписанию;
- эпизодические (разовые): чартерные и специальные.
9.1.2. Международные полеты гражданских воздушных судов СССР осуществляются на основании и в соответствии с условиями:
- международных договоров СССР о воздушном сообщении;
- специальных разрешений на выполнение регулярных и разовых полетов, выдаваемых компетентными органами иностранных государств.
Указанные полеты выполняются с разрешения МГА, выдаваемого в установленном порядке.
Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве СССР осуществляются на основании и в соответствии с условиями международных договоров СССР или на основании специальных разрешений на совершение разовых полетов, выдаваемых в порядке, определенном Советом Министров СССР.
9.1.3. В международном воздушном сообщении Аэрофлот выступает как единое и самостоятельное авиационное предприятие, являющееся юридическим лицом.
Международные полеты гражданских воздушных судов СССР совершаются под Государственным флагом Союза Советских Социалистических Республик.
9.1.4. Международные полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве СССР выполняются по установленным международным воздушным трассам и на аэродромы, выделенные для обслуживания указанных полетов, если не установлен иной порядок.
Перечни международных воздушных трасс и аэропортов (аэродромов), открытых для международных полетов, утверждаются Советом Министров СССР. Перечни таких трасс и аэропортов (аэродромов), а также данные, необходимые для их использования при выполнении полета, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации (АИП СССР).
Международные полеты гражданских воздушных судов СССР выполняются по установленным международным воздушным трассам, определенным разрешением соответствующих органов иностранных государств.
9.1.5. Каждое воздушное судно, выполняющее международный полет, должно иметь на борту соответствующие судовые документы, установленные Воздушным кодексом Союза ССР. Для хранения судовых документов воздушное судно должно быть оборудовано сейфами (металлическими ящиками).
9.1.6. Вылет советских и иностранных воздушных судов, выполняющих международные полеты из СССР, а также их посадка после входа в воздушное пространство СССР производятся в аэропортах (аэродромах), открытых для международных полетов, где имеются контрольно-пропускные пункты пограничных войск и таможенные учреждения. Иной порядок вылета и посадки воздушных судов допускается только по разрешению советских компетентных органов а соответствии с международными договорами СССР и законодательными актами Союза ССР.
9.1.7. На воздушные суда, их экипажи и пассажиров, прибывающих и отбывающих из СССР, а также на имущество, ввозимое или вывозимое из СССР на воздушных судах, распространяется действие соответственно паспортных, таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил о въезде и выезде, а также ввозе и вывозе имущества и транзита через территорию СССР.
9.1.8. Перед вылетом и после завершения международного полета члены экипажа воздушных судов СССР должны пройти таможенный досмотр, паспортный контроль и другие процедуры, установленные соответствующими государственными органами, в международных аэропортах (аэродромах) на территории СССР и в иностранных государствах.
9.1.9. Каждый международный полет должен производиться при наличии полученного в установленном порядке от ГЦ ЕС УВД разрешения на вылет и в соответствии с представленным органам управления воздушным движением планом полета (флайт-планом).
9.1.10. Воздушные суда, выполняющие международные полеты, должны пересекать государственную границу СССР по установленным воздушным коридорам перелета государственной границы СССР. Пересечение государственной границы вне воздушных коридоров, вылет воздушных судов в воздушное пространство над открытым морем осуществляются в порядке, определенном Инструкцией по применению Положения об использовании воздушного пространства СССР.
9.1.11. При выполнении международных полетов экипажи воздушных судов СССР руководствуются:
а) в воздушном пространстве СССР:
- Воздушным кодексом Союза ССР, Положением об использовании воздушного пространства СССР, Инструкцией по Применению этого Положения, Основными правилами полетов в воздушном пространстве СССР, настоящим Наставлением и сборниками аэронавигационной информации по международным воздушным трассам;
б) в воздушном пространстве иностранных государств:
- Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикагской конвенцией 1944 г.), соответствующими международными стандартами, рекомендациями и процедурами ИКАО, а также правилами полетов иностранных государств, в воздушном пространстве которых выполняется полет;
- международными договорами СССР о воздушном сообщении и соответствующими разрешениями на полеты со стороны полномочных органов и иностранных государств;
- Воздушным кодексом Союза ССР, Основными правилами полетов в воздушном пространстве СССР, настоящим Наставлением, если их положения не противоречат правилам, установленным в иностранном государстве, сборниками аэронавигационной информации по международным воздушным трассам (издаваемым ЦАИ ЦУЭРТОС и иностранными фирмами), а также НОТАМ I и II класса, СНОУТАМ и циркулярами аэронавигационной информации.
9.1.12. Аэрофлот осуществляет свою деятельность за границей через представительства Аэрофлота, учреждаемые на основании международных договоров СССР или специальных разрешений иностранных государств. Права и обязанности представителей Аэрофлота определяются соответствующим Положением.
9.1.13. Представитель Аэрофлота за границей обязан не позднее чем за 1 ч до посадки воздушного судна, а при вылете - за 2 ч прибыть в аэропорт для организации его приема и выпуска.
9.1.14. Предполетная подготовка в иностранных аэропортах и прохождение экипажами воздушных судов Аэрофлота иммиграционного и таможенного контроля осуществляются в присутствии представителя Аэрофлота.
9.1.15. Техническое обслуживание воздушных судов в иностранных аэропортах осуществляется на договорных отношениях специалистами, сертифицированных Полномочным органом (Федеральной авиационной службой России) линейных станций технического обслуживания или помощником представителя "Аэрофлота" - инженером, а там, где они не предусмотрены (или услуги по техническому обслуживанию в пункте посадки не предоставляются по иным причинам) - бригадой специалистов, доставка которой к месту посадки ВС может осуществляться путем включения специалистов в задание на полет в соответствии с требованиями п. 4.1.3. настоящего Наставления.
Организация и обеспечение работ по техническому обслуживанию относится к компетенции авиапредприятия - эксплуатанта (владельца воздушного судна).
Состав указанной бригады, ее функции и обязанности определяются авиапредприятием-эксплуатантом (владельцем воздушного судна) с учетом требований эксплуатационной документации и "Руководства по техническому обслуживанию" авиакомпании.
9.1.16. Расчет заправки авиатопливом, коммерческой загрузки и центровки воздушного судна, выполняющего международный рейс из зарубежного аэропорта, выполняется экипажем.
9.1.17. Представители Аэрофлота обязаны организовать своевременное обеспечение экипажей метеорологической информацией и полетной документацией в установленном объеме.
9.1.18. На представителя Аэрофлота возлагается обязанность организации подъезда транспорта к воздушному судну, погрузочно-разгрузочных работ и обеспечение своевременной заправки ГСМ.

9.2. 0рганизация, планирование и обеспечение международных полетов

9.2.1. Центральное управление международных воздушных сообщений ГА (ЦУМВС ГА) является головным предприятием гражданской авиации, осуществляющим международные полеты. Коммерческая, валютно-финансовая и рекламная деятельность управлений ГА на международных воздушных линиях координируется Международным коммерческим управлением ГА (МКУ ГА). Деятельность управлений ГА на международных воздушных линиях координируется МГА.
9.2.2. Регулярные полеты выполняются по установленным маршрутам и согласованным расписаниям.
Разработка, согласование расписаний и получение разрешений от иностранных государств, через территорию которых проходят маршруты полетов по расписанию, осуществляется Международным коммерческим управлением ГА. Получение разрешения от иностранного государства на пролет территории при открытии новых международных линий Аэрофлота в случае отсутствия Соглашения о воздушном сообщении с этим государством или отсутствия там представительства Аэрофлота осуществляется ВС МГА. Расписание движения самолетов на международных линиях гражданской авиации СССР утверждается Министерством гражданской авиации.
9.2.3. Центральное производственно-диспетчерское управление ГА является полномочным органом Министерства гражданской авиации СССР, осуществляющим координацию планирования и обеспечения международных полетов вне расписания гражданских, воздушных судов СССР, согласование и выдачу разрешений на полеты вне расписания иностранных гражданских воздушных судов в СССР.
9.2.4. ПДСУ (ПДСО) ГА по принадлежности воздушного судна представляет в ЦПДУ ГА в установленные сроки заявки для получения разрешений на полеты вне расписания в воздушном пространстве иностранных государств. ЦПДУ ГА может внести необходимые изменения в заявки. Без получения подтверждения от ЦПДУ ГА об обеспечении полетов их выполнение запрещается.
Примечание. Полеты вне расписания, выполняемые воздушными судами ЦУМВС ГА, не требующие получения разрешения по дипломатическим каналам, обеспечиваются ПДСУ ЦУМВС ГА.
9.2.4.1. Полеты иностранных воздушных судов вне расписания в СССР осуществляются на основании разрешения МИД СССР и ЦПДУ ГА, выдаваемых в порядке, определенном Советом Министров СССР. О разрешениях на полеты в СССР ЦПДУ ГА информирует подразделения гражданской авиации, на которые возлагается обеспечение полетов в воздушном пространстве СССР.
9.2.5. ЦПДУ ГА ежедневно составляет суточный план международных полетов самолетов Аэрофлота и иностранных авиакомпаний на основании расписаний движения и планов, поступающих от ПДС УГА и служб, планирующих полеты иностранных воздушных судов.
Планы (заявки) на международные полеты самолетов Аэрофлота и иностранных авиакомпаний, а также изменения и дополнения к ним, ЦПДУ ГА и ПДСУ ГА (ПДСО ГА) подают соответственно в гражданские секторы Главного и зональных центров ЕС УВД для их диспетчерского обеспечения.
9.2.6. В иностранных аэропортах планирование полетов, коммерческое и техническое обслуживание гражданских судов СССР осуществляется представительствами Аэрофлота в соответствии с Положением о работе представительств.
9.2.7. План полета (флайт-план), составляемый командиром воздушного судна или, по его указанию, другим членом экипажа, представляется командиром воздушного судна или представителем Аэрофлота диспетчеру аэропорта вылета не позднее чем за 30 мин до вылета.
9.2.8. Флайт-планы не составляются при выполнении регулярных рейсов, для которых предусмотрены повторяющиеся планы полетов. В случае разового изменения расписания, установленной трассы полетов и типа воздушного судна составление и подача флайт-плана обязательны.
9.2.9. Учет и определение регулярности международных полетов самолетов Аэрофлота в иностранных аэропортах осуществляется представителем Аэрофлота в соответствии с инструкцией.
9.2.10. Управления ГА, выполняющие международные полеты, обеспечиваются необходимой аэронавигационной информацией через ЦАИ ЦУЭРТОС ГА.
9.2.11. Непосредственное обеспечение экипажей воздушных судов аэронавигационной информацией осуществляется штурманской службой аэропорта ГА.

9.3. Особенности подготовки экипажей к выполнению международных полетов

9.3.1. К выполнению международных полетов допускаются экипажи воздушных судов СССР, прошедшие специальную подготовку.
Члены экипажа, допущенные к выполнению международных полетов, обязаны знать:
- основные положения международных договоров СССР о воздушном сообщении;
- конвенцию о международной гражданской авиации (Чикагскую конвенцию 1944 г.), соответствующие международные стандарты, рекомендации и процедуры ИКАО, а также правила полетов иностранных государств, в воздушном пространстве которых будет выполняться полет;
- порядок использования сборников аэронавигационной информации ЦАИ ЦУЭРТОС, сборников аэронавигационной информации зарубежных изданий (Джеппсен и др.), а также радионавигационных карт и справочного материала зарубежных изданий;
- организацию обслуживания воздушного движения (ОВД) в воздушном пространстве иностранных государств;
- процедуры таможенного и паспортного контроля;
- организацию и оформление вылета;
- правила заполнения и представления плана полета (флайт-плана) и получения предполетной аэронавигационной информации;
- порядок поисково-спасательного обеспечения;
- порядок метеорологического обеспечения полетов в иностранных государствах;
- порядок информации при обнаружении в воздушном пространстве неопознанных объектов по типу применяемого сигнала "САРВИС" в США и Канаде;
- организацию технического обслуживания воздушных судов;
- правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, установленные Воздушным кодексом Союза ССР;
- правила и порядок использования наземных РТС в иностранных государствах;
- схемы построения маневров при снижении и заходе на посадку и после взлета;
- сигналы вторичной радиолокации;
- международные сигналы и процедуры при перехвате гражданских воздушных судов истребителями;
- командир воздушного судна, второй пилот, штурман и бортрадист - радиотелефонную фразеологию на английском языке, бортинженер (бортмеханик) и бортоператор - английский язык в объеме, необходимом для обеспечения технического обслуживания воздушного судна.
9.3.2. Экипаж воздушного судна СССР допускается к самостоятельным полетам по новой для него международной воздушной трассе в соответствии с правилами настоящего Наставления. Для командиров, штурманов и бортрадистов, впервые выполняющих международный полет по данной трассе, провозка обязательна независимо от классности.

9.4. Права и обязанности командира воздушного судна, выполняющего международные полеты

9.4.1. В иностранных аэропортах командир воздушного судна подчиняется в специальном отношении представителю Аэрофлота, а там, где не организовано представительство, консулу СССР или лицу, выполняющему его обязанности. Взаимоотношения командира воздушного судна и других членов экипажа с консулами СССР за границей регулируются Консульским уставом СССР.
9.4.2. При выполнении международных полетов командир воздушного судна СССР имеет право в зависимости от обстановки принимать решением о прекращении полета по маршруту и возвращении в пункт вылета или полет на запасной аэродром. В случаях явной угрозы безопасности полета, а также в целях спасения жизни людей, находящихся на борту воздушного судна, такое решение может быть принято с отступлением от представленного плана полета (флайт-плана) и указаний органа ОВД.
О принятом решении командир воздушного судна обязан немедленно сообщить органу ОВД, под непосредственным контролем которого находится судно.
9.4.3. Командиру воздушного судна, выполняющему международные рейсы, разрешается принимать самостоятельное решение на продолжение рейса в случаях задержек в иностранных аэропортах с учетом того, чтобы общее рабочее время не превышало установленного времени; требовать от представителя Аэрофлота принятия своевременных мер по сокращению задержек для продолжения полета.
9.4.4. В иностранных аэропортах представитель Аэрофлота и командир воздушного судна принимают необходимые меры по предотвращению и пресечению действий, угрожающих безопасности полета, используя предоставленные им права, не противоречащие законам и правилам государства пребывания.
9.4.5. Если воздушному судну, выполняющему международный полет, грозит опасность или, если судно терпит либо потерпело бедствие, командир обязан принять все меры для сохранения жизни и здоровья людей, а также судна и находящегося на нем имущества.
Все члены экипажа, а в необходимых случаях и пассажиры, обязаны принять участие в спасении людей, находящихся на борту воздушного судна.
В случае бедствия никто из членов экипажа не имеет права покинуть воздушное судно без разрешения его командира. Командир покидает воздушное судно последним.
В целях обеспечения сохранности воздушного судна, потерпевшего бедствие, и находящегося на нем имущества командир обязан принять соответствующие меры по охране воздушного судна, багажа, груза и почты в соответствии с требованиями Воздушного кодекса СССР.
9.4.6. Командир воздушного судна, выполняющий международный полет, несет ответственность за:
- выполнение законов и правил поведения членами экипажа на территории иностранного государства;
- знание и выполнение правил полетов государства, в воздушном пространстве которого выполняется полет;
- знание и выполнение иммиграционных, таможенных и карантинных правил, установленных государством пребывания;
- наличие и правильное оформление судовых, грузовых, таможенных, карантинных, иммиграционных документов;
- организацию предполетного отдыха членов экипажа;
- обеспечение вылета из иностранного аэропорта любого члена экипажа, оказавшегося неспособным выполнять свои обязанности в связи с заболеванием или по другим обстоятельствам.
9.4.7. Каждый член экипажа при нахождении за рубежом несет персональную ответственность за соблюдение норм поведения, законов и правил страны пребывания.
9.4.8. При выполнении международных полетов по договору чартера (фрахтования) командир воздушного судна должен знать и строго выполнять задание на полет по условиям договора чартера в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР.
9.4.9. В аэропортах, где введены ограничения по шумам, командир воздушного судна обязан принимать необходимые меры по соблюдению требований по шумовым ограничениям в той мере, в какой это допускается РЛЭ.
9.4.10. При принятии решения на вылет в зарубежном аэропорту, если прогнозируемая и фактическая погода на аэродроме назначения, расположенном на территории СССР ниже установленного минимума, командир воздушного судна может по согласованию с ЦПДУ ГА или ПДС УГА произвести вылет на запасной аэродром на территории ССС Р, соответствующий требованиям настоящего Наставления.
9.4.11. Командир воздушного судна при принятии решения на вылет с зарубежного аэродрома имеет право вылетать на аэродром назначения при отсутствии данных о фактической и прогнозируемой погоде на нем, если имеется запасной аэродром, соответствующий требованиям настоящего Наставления.
9.4.12. Связь с ЦПДУ и ПДС обеспечивается представителем Аэрофлота. При отсутствии связи с ЦПДУ и ПДС УГА (ЦУМВС) решение, о вылете принимает командир воздушного судна.
9.4.13. При принятии решения на вылет с зарубежного аэродрома на один из аэродромов Московского аэроузла разрешается выбирать в качестве запасного другой аэродром этого аэроузла, если ко времени прилета на запасной аэродром прогнозируются:
- высота нижней границы облаков на 50 м и видимость на 500 м выше минимума, скорость ветра в пределах минимума;
- высота нижней границы облаков не менее 90 м и видимость не менее 1000 м, скорость ветра в пределах минимума в случае, когда выбранный запасной аэродром допущен к эксплуатации по минимуму I, II или III категории, а командир и воздушное судно допущены к полетам по соответствующей категории.
9.4.14. Экипажу воздушного судна разрешается производить визуальный заход на посадку при погоде не ниже минимума, установленною для визуального захода.

9.5. Пересечение государственной границ СССР и выполнение полетов в воздушном пространстве иностранного государства

9.5.1. Метеорологические условия выполнения международных полетов определяются установленными категориями минимума погоды для взлета и посадки воздушных судов на аэродромах и данными о фактической или прогнозируемой погоды.
9.5.2. Эшелонирование воздушных судов при полете в воздушном пространстве иностранного государства осуществляется в соответствии с правилами этого государства.
9.5.3. При различиях в системах эшелонирования СССР и другого государства смена эшелонов производится за 30 км или по указанию диспетчера до пересечения государственной границы СССР с другим государством (границы зоны УВД над открытым морем - границы ФИР).
9.5.4. Экипажи воздушных судов Аэрофлота, выполняющие международные полеты, осуществляют радиосвязь в соответствии с международными стандартами на английском языке, используя установленную фразеологию радиообмена между экипажами и диспетчерами.
9.5.5. За 150-200 км до пересечения государственной границы СССР командир воздушного судна обязан запросить у диспетчера, в районе УВД которого находится коридор государственной границы, разрешение на ее пересечение, сообщив номер рейса, эшелон полета и расчетное время пролета государственной границы СССР.
9.5.6. Командир воздушного судна в случае неуверенности в правильности полученной информации о разрешении пересечения государственной границы СССР обязан запросить ее уточнение.
9.5.7. При пересечении государственной границы СССР экипаж воздушного судна сообщает диспетчеру фактическое время пересечения и эшелон (высоту) полета.
9.5.8. В случае отсутствия разрешения на пересечение государственной границы СССР командир воздушного судна не менее чем за 50 км до установленного воздушного коридора должен выполнить левый или правый вираж в зависимости от воздушной обстановки и расположения государственной границы до получения соответствующих указаний.
9.5.9. Пересечение государственной границы СССР без связи запрещается, за исключением случаев, когда в полете произошел отказ радиосвязи в период нахождения воздушного судна под непосредственным управлением диспетчера службы движения СССР или после получения от него разрешения на пересечение государственной границы СССР.
9.5.10. Если воздушное судно пересекло государственную границу СССР и по условиям безопасности полетов вынуждено вернуться в воздушное пространство СССР, то экипаж обязан сообщить "Возвращаюсь вынужденно" и доложить диспетчеру расчетное время пересечения государственной границы и эшелон (высоту) полета.
9.5.11. При потере радиосвязи в воздушном пространстве иностранного государства экипаж воздушного судна СССР обязан выполнять требования правил полетов в воздушном пространстве данного государства, предусмотренных для подобного случая.
9.5.12. Воздушное судно, пересекшее государственную границу СССР без соответствующего разрешения или совершившее иные нарушения правил перелета через государственную границу СССР и порядка использования воздушного пространства СССР, признается воздушным судном-нарушителем и принуждается к посадке, если оно не подчинится требованиям органов, контролирующих полет.
Воздушное судно-нарушитель, получившее распоряжение о посадке, должно произвести посадку в указанном ему месте.
После посадки и выяснения причин нарушения разрешение на дальнейшее выполнение полета воздушному судну-нарушителю выдается в установленном порядке органом УВД.
9.5.13. Перед вылетом экипаж воздушного судна обязан установить на шкалах давления барометрических высотомеров значение атмосферного давления аэродрома, а на футомерах - давление, приведенное к среднему уровню моря.
9.5.14. Для набора эшелона перевод шкалы давления барометрического высотомера на атмосферное давление 760 мм рт. ст., а футомера - на давление 1013,2 гПа производится при пересечении высоты перехода.
9.5.15. При снижении перевод шкалы давления барометрического высотомера на значение давления аэродрома, а футомера - на давление, приведенное к среднему уровню моря, производится при пересечении эшелона перехода.
После эшелона перехода высота выдерживается по футомеру до точки входа в глиссаду с обязательным контролем по высотомеру.
Оглавление